Край света. Запад
 
1.5 - 7.5.2022
1.5 - 7.5.2022
1.5 - 7.5.2022
1.5 - 7.5.2022
1.5 - 7.5.2022
1.5 - 7.5.2022
III Международный Калининградский кинофестиваль «Край света. Запад» объявил состав подросткового и учительского жюри

3-й Калининградский международный кинофестиваль «Край света. Запад» пройдет в Калининграде с 1 по 7 мая 2022 года. В этом году, как и в прошлые, фильмы основной программы будут оценивать два непрофессиональных жюри. В одном из них объединятся учителя калининградских школ, а в другом – подростки в возрасте от 12 до 17 лет. Приз за лучший фильм основной программы присуждается совместным решением двух жюри.

Помимо Главного приза по регламенту фестиваля у каждого жюри есть возможность присудить по два своих приза: один – специальный, с формулировкой по собственному усмотрению, а второй приз у каждого жюри имеет особый формат. Название приза подросткового жюри – «История про меня» – можно считать внутренним слоганом, которым руководствуется весь фестиваль. Эта награда достанется фильму, в котором подростки смогут разглядеть наиболее точное отражение самих себя. Приз учительского жюри – «Герой» – будет вручен фильму, режиссеру, актрисе или актеру, которые смогли предложить и воплотить самого интересного и актуального героя.
Приз зрительских симпатий в этом году будет присужден по результатам зрительского голосования, которое будет проводиться на всех сеансах всех фестивальных программ.
Есть лучший фильм основной программы, который присуждается совместным решением двух жюри.
Жюри учителей
В этом году в учительском жюри 5 человек:
Елена Бурсова
Директор Храбровской средней образовательной школы, призер Всероссийского конкурса «Директор школы – 2015».
Более 30 лет Елена Анатольевна работает в школе учителем математики, и уже 11 лет – директором. Она мать двоих, уже взрослых, сыновей, и отчаянная киноманка с детства.
Когда я была ребенком, я жила в Мурманской области и когда наступали каникулы, нам всегда в школе выдавали билеты в кино на 7 дней, бесплатно. И надо было каждый день к 9 утра ходить в кино. Это не было обязательно, но я каждое утро бежала со всех ног. И мне теперь сложно ответить на вопрос – кто меня больше воспитывал: семья, школа или кинотеатр. Я и сейчас люблю смотреть фильмы со своей семьей, и во время просмотра всегда хочу немедленно обсудить – почему герой так поступил? Зачем так сделал?». О фестивале «Край света. Запад» Елена Бурсова знала, но не принимала участия в работе фестиваля. А в этом году, получив приглашение, с удовольствием согласилась провести майские праздники в кинозале. «Мир такой многогранный, – говорит Елена Анатольевна, – и, если предоставляется возможность открыть для себя новую грань, обязательно соглашаюсь. Я убеждена, что кинематограф – это прекрасное средство коммуникации подростков с окружающим миром. Уверена, что подросткам стоит смотреть разные фильмы: одни показывают пример, другие помогает находить ответы на вопросы, которые тебя волнуют, третьи формируют представление о нормах, добре и зле. Год назад мы с семьей ходили на фильм «Огонь», после чего я заказала автобусы и вывезла на этот фильм всех старшеклассников школы. А потом мы обсуждали, разговаривали с ними о том, что они поняли, какие выводы сделали. Фильм произвел на них сильнейшее впечатление, и это замечательно, потому что этот фильм – о молодёжи, человечности, о героизме, о достоинстве, о том, что нельзя быть немножко сволочью, о том, что человеком человека делают его поступки. Такие фильмы закрепляют нормы. Наша педагогическая задача – создать вокруг учеников пространство выбора: кем они станут, как будут жить, они выберут сами. Важно, чтобы мы показали им хорошие примеры и красивые Человеческие истории, верили в них. И я надеюсь, что в фильмах фестиваля «Край света. Запад» мы такие примеры найдем
Елена Бурсова
Юрий Малиновский
Директор калининградского «Центра развития одаренных детей»
Юрий Михайлович 20 лет в образовании, прошел путь от учителя Начальной военной подготовки до директора Центра развития одаренных детей.
Наш центр среди прочего занимается обучением детей киноискусству, поэтому мне важно смотреть кино, видеть, как оно развивается, какие есть тренды, как разговаривать с детьми о нем. Когда мне рассказали о том, что нас ждет диалог с детским жюри, мне стало еще интереснее – мне важно изучить, где у нас точки соприкосновения, а где мы расходимся. Это помогает мне развиваться в моей профессии, ведь я работаю с одаренными детьми, а такие дети чаще всего не замкнуты. Они умеют говорить, критически мыслить, отстаивать свою точку зрения. И я глубоко уверен, что нам необходимо слушать, слышать, разговаривать с подростками, потому что это сформированные люди, просто с меньшим опытом. Те, кто считает, что он знает, что нужно подростку, заблуждается. Они знают, что им нужно от подростков. А то, что нужно подростку, можно узнать только в процессе общения с ним. Для меня очень важен открытый диалог, очень интересно получать их точку зрения на фильм, а потом задавать такие вопросы, чтобы он мог поменять свою позицию. Ведь подросток по отношению к взрослому часто занимает позицию обороняющегося. А когда разговор на равных, то и результат другой. Мне интересно слушать их аргументацию не только для того, чтобы саморазвиться, но, и чтобы выступить наставником. Я не завидую нынешним детям, потому что им очень сложно с выбором самореализации, выбор настолько огромен, что без наставника не обойтись. Но убежден, что постулат о том, что взрослый является абсолютным носителем знаний обо всем, давно в прошлом. Взрослым надо учиться случать и слышать молодых
Юрий Малиновский
Мария Кудрявцева
Педагог-организатор «Школы будущего» в пос. Большое Исаково
Я думаю, что подростками нужно понятное кино – то, которое будет говорить на их языке, которое их будет слышать, и сможет чему-то научить, - говорит Мария Александровна. – Ведь общение родителей с детьми часто сводится к формализму: «Как дела? Как в школе? Все хорошо?» … И семья, и школа часто не говорят с подростками на важные темы, а этот разговор очень важен. У современного поколения тоже должно быть свое кино, как было в советское время – про дружбу, про чувства, про доверие. В школе я являюсь руководителем медиацентра, где мы вместе с учениками обсуждаем важные для них вопросы, снимаем видеоролики, а еще выпускаем газету. В прошлом году мы всей редакцией ходили на фильм «Пойманы в сети», а потом написали о нем материал, у нас был целый номер о безопасности в сети, и этот фильм был идеальным контентом. Очень рада, что в этом году я стану членом жюри и посмотрю все фильмы программы. Уверена, это будет полезный опыт
Мария Кудрявцева
Мерали Насим
Директор Добринской общей образовательной школы им. Спиридонова Н. С., победитель конкурса «Лучшие руководители РФ»
Моя цель, как директора и как человека, – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций. А кино, на мой взгляд, играет огромную роль в духовном воспитании подростка
Насим Мерали
Денис Череухо
Преподаватель видеопроизводства в Школе Креативных Индустрий (Калининград)
Денис – режиссер, сценарист, учащийся Московской киношколы «Индустрия». Основатель Союза кинохудожников Калининграда, автор трех короткометражных фильмов.
Фестиваль «Край света. Запад» я знаю и люблю. В прошлом году посмотрел почти все фильмы. А после просмотра мы с подростками в ШКИ разбирали их на составляющие – режиссура, сценарное мастерство, операторская работа. В европейском кино очень много своеобразных, любопытных приемов, и нам было интересно в этом разбираться. Очень рад в этом году стать членом жюри фестиваля, уверен, что это нужное и полезное дело, думаю, что в процессе дискуссий о фильмах я буду опираться не на содержательную или идеологическую составляющую, а исключительно на профессиональное мастерство. Очень рад, что фестивалю удалось остаться по-настоящему международным и глубоко убежден, что кино и искусство вне границ и вне политики. А подростки открыты к этому кино, они не чувствуют преград в языке, не видят никаких подвохов, они видят то, что хотел сказать им автор. И если это проникает внутрь, то прекрасно. Взрослые чаще ищут смыслы, но ведь эмоция важнее. Если она возникает, то кино удалось. И мне кажется, что диалог между подростками и учителями очень интересен, потому что для детей это возможность формулировать свою точку зрения, а для взрослых – быть мудрее
Денис Череухо
Как и в прошлые годы, у жюри учителей будет свой куратор. На этот раз им станет Стас Иванов
Стас Иванов
куратор жюри учителей
Продюсер, сценарист, режиссер, создатель сериалов «Немцы» по одноименному роману Александра Терехова и мистического «Бег улиток» (оба можно посмотреть на KION), а также криминальной драмы «ЮЗЗЗ» (Premiere). Закончил Московский государственный педагогический университет по специальности «учитель физики, математики и вычислительной техники». После окончания ВУЗа работал учителем в школе, также был классным руководителем.
Я всегда относил себя к адептам педагогической концепции Макаренко. Я никогда не считал, что учитель – бог и царь зверей. Я за свободу и за диалог между учениками и учителями. И идея разделения ответственности за принятие решения между одними и другими кажется мне верной. В критериях отбора, которые устанавливаются учениками и учителями, должно быть какое-то равноправное взвешенное обоюдное решение. Это очень интересный эксперимент. Сила взрослых – в принятии, сила подростков - в бронебойной аргументации. Нам всем про все понятно. Осталось только подружиться. Это самое главное и самое сложное. И площадка для этой дружбы удивительно интересная, ведь тема кино актуальна для всех поколений
Стас Иванов
Подростковое жюри
В жюри подростков – 7 человек, все они – ученики школ Калининграда и области
Людмила Косс
16 лет, ученица МАОУ гимназия № 32
Любит рисовать. Увлекается экономикой, правом и социальным проектированием.
В прошлом году я была зрителем и очень вдохновилась царящей на фестивале атмосферой. Когда я узнала, что у меня есть возможность стать членом жюри, я поняла, что не могу упустить такую возможность», – говорит Людмила. Люда смотрит кино с детства, любит фантастику и психологические триллеры, считает, что подростку нужно разное кино, в зависимости от состояния души. «Конечно, когда ты приходишь поздно вечером после тяжёлого учебного дня, тебе не хочется смотреть ничего замысловатого – хочется чего-то простого, весёлого, без лишней драмы. Но когда набираешься сил или, наоборот, нуждаешься в приливе энергии, тебе на помощь приходит интеллектуальное кино. Иногда оно действует как лекарство – посмотрел и сразу появилось вдохновение. Иногда ты начинаешь вдумываться в кино, и оно погружается тебя в состояние рефлексии
Людмила Косс
Дарья Попелкова
15 лет, ученица ГАУ КОО ОО ШИЛИ
Три года училась актерскому мастерству, хочет связать свою дальнейшую жизнь с творчеством
Мне нравится анализировать различные произведения, например, кино, стихи, прозу, – говорит Дарья. – Я предпочитаю смотреть фильмы, в которых раскрываются различные стороны человеческой личности или затрагиваются какие-либо философские или социальные темы. Они дают почву для размышлений, ну или в них можно увидеть себя и свои проблемы. Нам, подросткам, нужно кино, которое сделано осмысленно, которое является полноценным произведением и выражает то, что хотел сказать автор. Кино – это не просто развлечение, это такое же искусство как литература или музыка. Оно сделано человеком и посвящено человеку, а значит несет в себе какую-то идею
Дарья Попелкова
Елизавета Жукова
17 лет, ученица колледжа сервиса и туризма
Любит писать сценарии и снимать клипы, хочет в дальнейшем изучать режиссуру, любимые жанры – детективы и триллеры. Считает, что не надо бояться показывать подросткам разное кино.
Все зависит от восприятия детей, подростков, – считает Лиза. – У них должно быть свое мнение и своя голова на плечах. Для меня важным фактором в кино является визуальная картинка, захватывающий сюжет, музыкальное сопровождение. В документальных фильмах я нередко находила ответы на свои вопросы или подтверждение своих мыслей
Елизавета Жукова
Анна Якшина
17 лет, ученица МАОУ лицей № 49
Киноман со стажем, учится в театральной студии, любит писать рецензии и анализировать фильмы, твердо решила поступать на режиссерский факультет
Я считаю, что кино задает важные вопросы, на которые каждому человеку полезно для себя ответить. Это помогает лучше понять себя и других, способствует эмоциональному и культурному развитию. Кино – это отображение жизни, очень важно видеть эту жизнь во всех ее проявлениях. Кино в разные времена дарит людям надежду, помогает принять собственную боль через катарсис. Мне очень важен диалог с фильмами, каждый раз очень интересно размышлять над идеей фильма, находить сходства с собственным жизненным опытом. Фильм Звягинцева «Возвращение», например, помог мне понять собственного отца… Так что я не рассматриваю фильм просто как развлечение, даже в комедиях содержится полезный опыт
Анна Якшина
София Финк
17 лет, ученица МАОУ СОШ № 56
Любит фильмы ужасов, планирует связать свою дальнейшую жизнь с кинопроизводством
Безусловно кинематограф я не считаю просто развлечением, в первую очередь – это искусство, а искусство дает человеку ключ к пониманию себя и мира вокруг. Кино должно быть обдуманным произведением, в которое вложена душа человека, его переживания и мировоззрение. Если режиссеру удается создать кино, которое откликается у него самого, то и в другом человеке оно отзовется. Для меня важно, чтобы кино оставалось у меня в памяти и заставляло задуматься о тех вещах, о которых раньше я никогда не думала
София Финк
Богдан Никитин
15 лет, ученик Православной гимназии
Любит конструктивные дискуссии, после школы собирается поступать на прикладную математику, а после института хотел бы развивать российскую информационную промышленность. Постоянный зритель фестиваля «Край света. Запад».
Я считаю, что почти все фильмы показывают жизнь, а не воспитывают. Пора понять то, что в жизни люди курят, пьют, что-то употребляют. От этого никуда не деться. Воспитание детей зависит только от родителей. Важно, чтобы родители объяснили, что хорошо, что плохо и научили детей размышлять об этом самостоятельно
Богдан Никитин
Ангелина Татарова
16 лет, МБОУ «Храбровская СОШ»
Увлекается литературой, занимается в «Кабинете малой прозы», обучалась актерскому мастерству, но в актрисы не собирается, хочет связать свою жизнь с изучением истории.
Я считаю, что не всегда нужно показывать то, как всё хорошо, как должно быть. Я абсолютно за то, чтобы людям показывали ситуацию, над которой они сами могут уже поразмышлять, сделать выводы. Ведь если разжуют всё авторы и скажут «так правильно!», найдутся же те, кто принципиально пойдут против. Вообще человек – мыслящее существо, этим то мы и отличаемся от животных. Значит, и думать о просмотренном должен он сам, вне зависимости от контекста. Такие фильмы нужны этому миру
Ангелина Татарова
Филипп Авдеев
куратор подросткового жюри
Выпускник Школы-студии МХАТ (курс Кирилла Серебренникова), актер кино и одного из ведущих московских театров Гоголь-центр. Среди самых известных кинофильмов – «Класс коррекции», «Лето», «Кислота», «Чернобыль». Дважды лауреат театральной премии «Золотая Маска» за спектакли «Маленькие трагедии» и «Спасти орхидею». Поставил несколько спектаклей в «Гоголь-центре» как режиссер.
Я очень люблю кино, люблю его смотреть, обсуждать и анализировать. И делать это в формате кинофестиваля кажется мне отдельным удовольствием. Нам с подростковым жюри предстоит делиться своими эмоциями, слушать мнения друг друга, формировать новые смыслы и ответы внутри себя. А еще мне интересно проверить, насколько я нахожусь на одной волне с этим поколением. Сам я не чувствую своего возраста и часто в компаниях ощущаю себя младше всех, но вот как я себя самоидентифицирую, оказавшись с подростками, мне очень интересно. Может я наконец-то приму тот факт, что мне 30 и почувствую, насколько я уже старый? Шутка! Надеюсь, мы сможем найти общий язык, потому что искусство объединяет все возрасты, национальности и вообще стирает любые границы
Филипп Авдеев