Самое уравновешенное жюри
«Край света. Запад» - единственный в России фестиваль, не просто ориентированный на детей и подростков в выборе фильмов, но и дающий юным зрителям право голоса: из двух жюри международного конкурса одно – детское. Итоги почти любого фестиваля вызывают недовольство тех или иных кулуарных групп, упрекающих жюри в необъективности и видящих за его решениями какие-то интриги. КМКФ попытается исправить эту ситуацию непредсказуемым способом – предоставить право голоса детям, которые посмотрят на семь фильмов международного конкурса свежим, чистым взглядом, не замутненным никакой ангажированностью и предрассудками. В детское жюри войдут десять жителей Калининграда или Калининградской области в возрасте от 12 до 17 лет, чью работу будет модерировать лидер музыкальной группы "Самое большое простое число", один из вожатых детского творческого лагеря "Камчатка" Кирилл Иванов. Но чтобы дети не слишком расшалились, со своей стороны судить тот же конкурс будет жюри из школьных учителей – его курирует основатель «Камчатки» Филипп Бахтин. В течение фестиваля два жюри будут работать абсолютно независимо друг от друга, однако настанет момент, когда ученикам и учителям придется встретиться лицом к лицу, чтобы совместными усилиями присудить общий приз – Гран-при фестиваля «Край света. Запад». Требования к потенциальным членам жюри
«Улица Левитана» - территория художественного поиска
В любом городе есть район, пользующийся неоднозначной репутацией и населенный людьми, знающими жизнь не только с солнечной стороны. В центре такого калининградского квартала, где выпало жить выпускникам детских домов, пролегла улица Левитана, давшая условное название одному из фестивальных проектов. Именно своим непростым жизненным опытом, из которого рождается нестандартное мировоззрение, обитатели улицы Левитана и ее окрестностей интересны руководителям творческих мастерских фестиваля «Край света. Запад», надеющимся вовлечь местных жителей в создание своего рода «мифологии» улицы Левитана и доказать, что так называемое «неблагополучие» часто оказывается более питательной средой для художника, чем сытое безбедное существование. Проект «Улица Левитана» состоит из двух частей. Первая – лаборатория документального театра, которой будут руководить режиссер Александр Кудряшов и драматург Любовь Стрижак. Участникам лаборатории предстоит за неделю собрать материалы для документальной пьесы, которая сложится по принципу «вербатима» - из наблюдений за жителями города. Результат работы мастерской, - иммерсивный спектакль-бродилка, - станет частью церемонии закрытия, которая пройдет на сцене Калининградского областного драматического театра. Вторая часть проекта «Улица Левитана» - мастерская доккино. Ее куратор - режиссер Ольга Привольнова, выпускница Школы Марины Разбежкиной, ставит задачу разрушить стереотипное представление о документальном кино и научить правильно настраивать «оптику» индивидуального зрения. С первого же занятия участники мастерской выйдут на улицы Калининграда с камерой, чтобы найти сюжет, из которого через неделю вырастет самостоятельный документальный фильм. Для участия в мастерской не обязательно режиссерское, операторское или журналистское образование и даже владение техникой – достаточно бесстрашия и незашоренности восприятия.
Условия участия в проекте «Улица Левитана».

Фото: Виктор Буздин / klops.ru
ХХ век у каждого свой
Важнейший социальный аспект кинофестиваля «Край света. Запад» - помощь в решении проблемы старости и включение калининградцев старшего возраста в культурный контекст. На это нацелена творческая мастерская «Личный ХХ век», организованная просветительским порталом Arzamas. Его сотрудники помогут участникам мастерской провести этнографическое исследование: выслушать, записать и смонтировать рассказы жителей Дома ветеранов, в которых подробности частной биографии сплетаются в ткань истории ХХ века, окрашенную уникальным личным опытом. По замыслу организаторов, каждый из калининградских старожилов выберет в качестве структурирущей рассказ детали какой-то предмет из своего обихода – впоследствии коллекция таких артефактов вместе с аудиоинтервью ляжет в основу экспозиции постоянного музея современного интерактивного формата, дающего возможность непосредственного контакта с человеческой памятью, запечатлевшей течение времени. В перспективе аналогичные экспозиции могут возникнуть не только на базе Дома ветеранов, но и в других подобных заведениях с отжившим названием «дом престарелых», за которым на самом деле скрываются настоящие музеи живой истории, где каждый человек – бесценный экспонат.
Как стать участником мастерской «Личный ХХ век»
Федор Бондарчук на острие перемен
Почетным президентом Калининградского международного кинофестиваля «Край света. Запад» стал Федор Бондарчук, не только один из самых успешных российских режиссеров, актеров и продюсеров, но и сооснователь Школы кино и телевидения «Индустрия», открывшейся два года назад в Москве для формирования нового поколения кинематографических кадров и создания новых трендов в отечественном кинобизнесе. Еще до начала фестиваля Федор Бондарчук приедет в Калининград, чтобы лично показать лучшие работы, созданные учениками киношколы «Индустрия»: встреча с ним состоится 5 апреля в 14.00 в Балтийском Федеральном Университете им. Канта.

Свой особый интерес к такому необычному проекту, как «Край света. Запад» Федор Бондарчук объясняет устремленностью фестиваля в будущее и готовностью искать среди калининградской молодежи тех, кто в дальнейшем будет определять облик российского кино: «Сегодня кино и время меняются стремительно, и эти перемены лучше всего чувствуют, конечно, молодые люди, те, кто растет со смартфоном в руке. Именно они - будущее кино и страны, для них существует наша школа «Индустрия», один из самых любимых моих проектов. И я очень надеюсь, что «Край света» станет инструментом поиска талантливых, умных, влюбленных в кино людей в Калининграде. Именно это меня и привлекло в новом фестивальном проекте - то, что он обращен к молодым и внимательным, при этом не пытается с молодежью заигрывать, но и не смотрит на нее свысока. Я сам такой, мне это близко».

Встречу с Федором Бондарчуком в БФУ проведет генеральный продюсер КМКФ "Край света. Запад" Алексей Агранович. Он расскажет о том, почему необходимо и как можно стать участником одной из шести творческих мастерских, которые будут работать во время фестиваля, с 26 апреля по 3 мая: «Мастерская анимации», «Кинолаборатория для подростков», «Мастерская доккино», «Мастерская градоустройства», «Лаборатория документального театра - проект «Улица Левитана»» и «Мастерская Arzamas«Личный XX век»».

Набор в мастерские продолжается! Узнать об условиях участия и заполнить заявку можно здесь.
Детство кончится когда-то
Одна из конкурсных программ фестиваля «Край света. Запад», в соответствии с названием «Кино на вырост», делает акцент на фильмах, посвященных проблеме взросления, перехода от детства к отрочеству. Этот переход настолько же волнует и будоражит воображение в предвкушении новых открытий и впечатлений, насколько и пугает необходимостью сделать шаг в неизвестное, взять на себя ответственность, и испытать не только взрослую свободу, но и взрослую боль и разочарование. Об этом переходном периоде идет речь во французском фильме «Даниэль» и в голландском «Необычайном лете с Тесс». Другой, не менее сложный и болезненный переход, о котором дети нечасто задумываются, - переход в мир иной, - становится темой корейского фильма «Кокту: история ангелов-хранителей» и кенийского «Супер Модо». Героине последнего, смертельно больной 9-летней девочке, увы, не суждено стать взрослой в реальной жизни, но она может стать побеждающей всех врагов супергероиней в волшебном мире кино, которое для нее снимает практически вся родная деревня. Необычайно одаренными оказываются и любители кинематографа из шведского захолустного городка в картине, которая так и называется «Любители» . Из семи фильмов конкурса «Кино на вырост» один – анимационный. Это снятый по рисункам грузинского сценариста, художника и скульптора Резо Габриадзе рассказ о его детстве «Знаешь, мама, где я был?». Действие переносит нас в послевоенный Кутаиси, где жизнь маленького Резо, одаренного буйной фантазией, чревата неожиданностями и приключениями. Еще дальше во времени смогут перенестись зрители голландской исторической драмы «Шторм: письма огня», действие которой происходит в Антверпене XVI века, где 12-летний сын печатника спасает от инквизиции запрещенное письмо реформатора церкви Мартина Лютера.

Жюри конкурса «Игродок»: и умные, и красивые
Председателем жюри конкурса «Игродок» Калининградского международного кинофестиваля «Край света. Запад» станет сербский режиссер Огнен Главонич, начинавший как документалист, но в прошлом году проявивший талант и к игровому кино в полнометражном дебюте «Груз» - о водителе, в 1999 году преодолевающем под натовской бомбежкой опасный путь из Косово в Белград с условием не интересоваться, что находится в кузове его грузовика. Премьера «Груза» состоялась на Каннском кинофестивале в программе «Двухнедельник режиссеров», а жюри Сахалинского международного кинофестиваля «Край света» отметило картину специальным призом. Под руководством Огнена Главонича распределять призы между участниками конкурса «Игродок» будут двое актеров и один философ. Украшением жюри станет Виктория Толстоганова, полюбившаяся зрителю по фильмам «Антикиллер», «Раскаленная суббота», «Магнитные бури», «Утомленные солнцем 2», «Шпион», «Движение вверх» и многим другим. Не менее популярен и Евгений Стычкин, сыгравший в кино и Пушкина, и Лермонтова, и Махно, и Ленина, поэтому на собственном актерском опыте убедившийся, что в настоящем киноискусстве между документальной реальностью и игровым вымыслом нет четкого водораздела. И наконец, высокий интеллектуальный уровень дискуссии на заседаниях жюри обеспечит доктор философских наук, доцент БФУ им.Канта Владас Повилайтис, знающий толк в наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного.

Кино не зеркало, а инструмент
Объявлена программа конкурса «Игродок: фабрика реальности» (https://kaliningradfilmfestival.ru/kino), в которую вошли пять документальных и пять игровых картин. Впрочем, разнице между игровым и документальным кино отборщики Алексей Медведев и Наталия Пылаева не придают принципиального значения. Главное, чтобы кино не просто отражало реальность, но создавало ее, помогая обнаруживать в жизни смысл. Даже если это такая странная, игнорирующая привычные представления о норме жизнь, которую ежедневно фиксирует на камеру берлинская видеоблоггерша из фильма «В поисках Евы». Или совершенно противоположная в своем рутинном однообразии жизнь ее тезки, горничной роскошного отеля в Мехико, где происходит действие минималистичной драмы «Горничная». А тем временем в том же Мехико жизнь бурлит – это герои документального фильма «Полуночная помощь», работающие на частной машине скорой помощи по семейному подряду, мчатся с вызова на вызов, в надежде хоть кого-то спасти и хоть что-то заработать. Выживание в мегаполисе требует быстроты реакций и не дает расслабляться, но все равно в большой город упорно рвутся жители мирного захолустья – и страстная героиня украинской мелодрамы с элементами магического реализма «Когда падают деревья», и лихие скейтеры из города Рокфорд в штате Иллинойс из фильма «Соберись перед прыжком», где режиссер создает подробную картину современной американской реальности, отслеживая судьбы троих друзей на протяжении 12 лет. А герой картины документалиста Дениса Шибаева «Мира», словацкий эмигрант, наоборот, прощается с Лондоном и уезжает на Донбасс, где занимается реставрацией памятников-символов советской империи. Этот фильм по сценарию, основанному на историях реальных людей, снятый с участием непрофессиональных актеров, стирает пресловутую грань между игровым документальным кино, которую отборщики «Игродока» предлагают считать давно не актуальной.
«Коктебель» обетованный
29 апреля в БФУ имени И.Канта состоится показ фильма «Коктебель» и встреча с режиссером Алексеем Попогребским. Картина вошла во внеконкурсную программу кинофестиваля «Край света. Запад», которая называется «Классические дебюты». И в самом деле, теперь уже вполне справедливо будет назвать классикой киноповесть «Коктебель», которым в 2003 году дебютировал режиссерский тандем Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского - каждый из них впоследствии вполне успешно продолжил «сольную карьеру». Главные роли в фильме сыграли отец и сын – Сергей и Глеб Пускепалисы, чьи герои после семейной трагедии пускаются в трудный путь через всю страну в заветный Коктебель, где надеются найти общий язык и хоть немного залечить душевные раны.

Вход на показ свободный.
«Карп отмороженный» оттает в Калининграде
29 апреля в 15.00 в калининградском кинотеатре «Заря» пройдет специальный показ фильма Владимира Котта «Карп отмороженный» в рамках внеконкурсной программы кинофестиваля «Край света. Запад». Фильм посвящен сложной и болезненной теме старости и смерти, которую режиссеру удалось исследовать с тонким юмором, не впадая ни в уныние, ни в сентиментальность. Марина Неелова играет сельскую учительницу на пенсии, которую очень редко навещает ее успешный московский сын в исполнении Евгения Миронова. Узнав от врача, что ее жизнь висит на волоске, героиня решает с пользой потратить остаток дней – самостоятельно оформить свидетельство о смерти и организовать похороны, избавив сына от лишних хлопот. Тот, все-таки выбравшись в родную деревню на похороны, с приятным удивлением застает живую мать в компании с плещущимся в тазу огромным карпом и оттаивает душой. Организаторы фестиваля привезут на просмотр фильма жителей калининградского Дома ветеранов, а после сеанса состоится встреча с режиссером Владимиром Коттом и актером Сергеем Пускепалисом, сыгравшим в фильме роль врача, бывшего ученика героини.

Вход на показ свободный
Калининградский кинематограф и его будущее
30 апреля, в 16:00 в актовом зале Балтийского Федерального Университета им. Канта (ул. Невского, 14) в рамках международного кинофестиваля «Край света. Запад» пройдет «круглый стол» со смелым названием – «Калининград как новый российский центр развития кинематографа: настоящее и будущее». Речь пойдет о создании условий для развития регионального кинематографа, в том числе и о возможности дотирования кинопроизводства для жителей Калининграда и области на конкурсной основе, и в перспективе – о превращении Калининграда в один из крупнейших российских центров кинематографии наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

В «круглом столе» примет участие губернатор Калининградской области Антон Алиханов, генеральный продюсер фестиваля «Край света. Запад» Алексей Агранович, программный директор фестиваля Алексей Медведев и калининградские кинематографисты, которые смогут представить свои документальные, игровые и анимационные работы, снятые за последние пять лет и в рамках встречи ответить на вопросы участников дискуссии. Участниками круглого стола выступят: руководитель медиацентра БФУ им. Канта Дмитрий Бовин, руководитель медиацентра КГТУ Михаил Михайловский, продюсер киностудии «Паракадров» Виктория Корнева, руководитель немецко-российского проекта «Территория кино» Елена Громова, режиссеры Евгений Спиваков, Евгений Морозов, Сергей Корбут, Владислав Олейник, Анастасия Боратыньска, Алексей Пешехонов и др.

Вход свободный.
Церемония закрытия для всех и каждого
3 мая в 17-00 в Калининградском областном драматическом театре пройдет торжественная церемония закрытия международного кинофестиваля «Край света. Запад». В рамках церемонии будут объявлены победители фестиваля в двух международных конкурсах. Конкурс фильмов для подростков «Кино на вырост» судили два жюри – школьников и учителей, которые в заключение фестиваля раздадут не только свои отдельные призы, но и общий Гран-при. Объединенный конкурс игрового и документального кино "Игродок: фабрика реальности" тщательно рассмотрело профессиональное жюри под руководством сербского режиссера Огнена Главонича, которое тоже назовет своих лауреатов. Кроме того, на церемонии отчитаются о своей работе кураторы и участники шести творческих мастерских, работавших на протяжении фестиваля. Будет показан ролик, снятый детьми из мастерской анимации, а также отчетный спектакль лаборатории документального театра «Улица Левитана» «Учитывая каждого», созданный под художественным руководством кураторов мастерской – режиссера Александра Кудряшова и драматурга Любови Стрижак.
Бесплатные билеты на торжественную церемонию можно забронировать на сайте kassir.ru
ПОБЕДИТЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ «КРАЙ СВЕТА. ЗАПАД»
КОНКУРС «ИГРОДОК»
кураторы Алексей Медведев и Наталья Пылаева

В жюри конкурса «ИГРОДОК» вошли российские актеры Виктория Толстоганова и Евгений Стычкин, сербский режиссер Огнен Главонич и калининградский философ и публицист Владас Повилайтис,

Гран-при получил документальный фильм из Мексики «Полуночная помощь», режиссер Люк Лоренцен.

Спецприз достался французскому режиссеру и музыканту Зигфриду за фильм «Рига. Дубль 1».

Призом зрительских симпатий награжден датский фильм Катрин Филп «Ложные признания».


КОНКУРС «КИНО НА ВЫРОСТ»
Куратор Мария Терещенко

У данного конкурса было два жюри. Одно из них состояло из 9 калининградских школьников, наставником которых стал музыкант Кирилл Иванов (фронтмен группы «Самое простое большое число»). Во второе жюри вошли 4 педагога калининградских школ, их наставником был экс-главред журнала «Esquire», создатель детского лагеря «Камчатка» Филипп Бахтин. По правилам фестиваля каждое жюри имело право выбрать своих лауреатов, но победителя нужно было выбрать совместно.

Жюри школьников присудило приз «Про меня» шведскому фильму «Любители», реж. Габриела Пичлер. Спецприз школьников с формулировкой «за самый трогательный фильм» достался фильму из Кении «Супер Модо», реж. Ликарион Ваннаина. Приз получила 12-летняя актриса Стейси Ваверу.

Жюри учителей отметило главную героиню «Супер Модо» Стайси Ваверу свои призом под названим «Герой», а спецприз вручило российскому фильму «Знаешь мама, где я был?» режиссера Лео Габриадзе. Специального упоминания удостоилась картина из Южной Кореи «Кокту: история ангелов-хранителей» режиссера Ким Тхэ-ен.

В результате консолидированного голосования двух жюри Гран-при достался фильму «Необычайное лето с Тэсс» режиссера Стивена Вотерлуда (Нидерланды)

Этот же фильм удостоился приза зрительских симпатий.